.

 Уже сегодня за 1 час избавим Вас от тараканов и клопов!

 Тел. ⇨ 8 (966) 366-68-26


C гарантией на 12 месяцев или вернем деньги.

 

 


 


 Комнатная муха

 Самка комнатной мухи

Научная классификация

Царство:

Животные

Тип:Членистоногие

Класс:Насекомые

Отряд:Двукрылые

Семейство:Настоящие мухи

Род:Musca

Вид:Комнатная муха


Латинское название

Musca domestica Linnaeus, 1758

Комнатная муха

[1][2] (лат.

Musca domestica

 ) — двукрылое насекомое семейства настоящих мух. Муха комнатная — распространённый синантропный организм, в дикой природе уже практически не встречающийся. Ведёт преимущественно дневной образ жизни.

В России представлена 2 подвидами — обыкновенная комнатная муха (M. domestica domestica

L.) и южная комнатная муха (

M. domestica vicina

 Mcq.).


Классификация мух

Мух не могут систематизировать до сих пор, предлагая различные способы разделения этих насекомых на отряды, роды, семейства и прочее. Но простому жителю планеты мало интересны такие способы классификации как форма шва, по которому лопается куколка, или длина усов у мухи. Зато пищевые пристрастия мух волнуют всех, так как от этого зависит комфортность существования человека. И разделение двукрылых по пищевому фактору достаточно четкое и не вызывает путаницы.


По характеру питания взрослых особей мухи бывают:

Вторая часть этих слов происходит от греческого phagos – «пожирающий» и указывает на вид пищи, которой питается каждая из групп.

Пища нектарофагов – нектар цветов, афаги во взрослом состоянии не едят совсем, гематофаги пьют кровь, копрофаги поедают экскременты, некрофаги – мертвую плоть, а у полифагов пищевая база очень обширная. Яркий пример полифага – комнатная муха.


Среди копрофагов и гематофагов существуют две разновидности мух: облигатные и факультативные. У первых личинки и имаго питаются одной и той же пищей. У второй разновидности пищевые базы личинок и имаго разные.


Копрофаги

К облигатным среди прочих относятся некоторые виды семейства настоящих мух, обитающих на пастбищах. Эти насекомые способствуют распаду экскрементов в природе и к вредителям или опасным мухам их отнести сложно. Но иногда они залетают в дома, разнося яйца глистов. К тому же эти виды мух часто селятся в помещениях, где содержатся животные.


 Комнатная муха

Факультативные значительно опаснее, так как взрослые мухи питаются экскрементами, но охотно употребляют также человеческую пищу. Нередко эти виды прилетают на еду прямо с навозной кучи. Пища личинок – экскременты.


Наиболее типичный и распространенный представитель факультативных копрофагов – домовая (комнатная) муха. Это один из самых распространенных в России видов мух, настолько приспособившийся к жизни в человеческих домах, что в природе уже практически не встречается.

Внешний вид комнатной мухи

На фото мухи домовой при макроувеличении можно хорошо разглядеть все детали окраски. Но при взгляде невооруженным глазом муха выглядит серой.

Это небольшое насекомое в среднем длиной 7 мм. Окраска домовых мух серая с четырьмя продольными черными полосками на груди. Брюхо с нижней стороны желтоватое. Глаза большие, темно-красные. Устройство глаз фасеточное. Самец отличается от самки расстоянием между глазами: у самок длина органа зрения равна расстоянию между ними; у самца глаза расставлены на 2/3 длины.

Питание

Комнатная муха – насекомое, не способное прокусить кожу человека, хотя для размножения самке нужна белковая пища. Этот вид мух питается только жидкой пищей. При нахождении твердых кусочков органики, комнатная муха перед употреблением растворяет их в слюне.


Этим способом она может «кусать» человека. Пытаясь растворить кожу слюной, муха причиняет резкую боль. Аналогичные ощущения у нас вызвал бы ожог кислотой. Но следов на теле от такого «укуса» не остается.

СЕМЕЙСТВО КАЛЛИФОРИДЫ (Calliphoridae)

Металлически блестящие зеленые или синие мухи, реже окраска серая или черная. Очень похожи на других мух, но имеют над основанием задних ног гребешок из черных щетинок. Личинки живут в трупах, навозе, иногда паразитируют на животных.

Муха красноголовая (Calliphora vicina)

Брюшко металлически блестящее, синее, со светлым налетом. Голова спереди частично красноватая. Длина тела до 13 мм.


Личинки развиваются в гнилой рыбе и мясе.

Падальница зеленая (Lucilia caesar)

Тело зеленое, с металлическим блеском. Налета на теле нет. Встречается на падали. Длина тела до 10 мм.

Виды мух объединяют обитателей дикой природы, синантропных представителей, экологически связанными с человеческим жильем. Мухи являются переносчиками болезнетворных микроорганизмов, вирусов, представляют опасность для человека, животных, некоторые виды приносят пользу человечеству, природе. Фото мухи с описанием внешнего вида, образа жизни далее в статье.


Гематофаги

Мухи, которые кусаются, относятся к облигатным гематофагам. Эта разновидность питается кровью в стадии имаго. Личинки развиваются в гниющей органике. К облигатным гематофагам относятся: слепни, осенняя жигалка и це-це, которых часто называют мухами убийцами.

Самые большие мухи называются слепнями из-за своей жажды крови. Самка, стремясь напиться крови и отложить яйца, не чувствует опасности, не замечает ничего вокруг и часто погибает от хвоста животного или руки человека.

У слепней самки отличаются от самцов тем, что последних человек обычно даже не видит. Самцы слепней питаются нектаром и на млекопитающих не нападают.

Некоторые виды слепней имеют зеленые глаза из-за чего их часто путают с другими крупными мухами с зелеными глазами – оводами-афагами.


Все облигатные гематофаги имеют ротовой аппарат, приспособленный к добыванию крови.

Факультативные гематофаги не в состоянии самостоятельно добывать кровь из организма жертвы. Они питаются выделениями кожи и слизистых оболочек. Охотно пьют кровь, выступающую из свежих ран. Кроме выделений питаются экскрементами млекопитающих и растительными соками. Личинки развиваются в экскрементах.

Типичный представитель факультативного гематофага – базарная муха, очень похожая на комнатную, но обитающая только в южных регионах. Распространена по всей Средней Азии и Закавказью. В России обитает в субтропической зоне.

СЕМЕЙСТВО КРОВОСОСКИ (Hippoboscidae)

Небольшие бурые мухи с плоским телом, кожистыми покровами и цепкими ногами. Нападают на животных, иногда также на человека, заползают под одежду и вызывают неприятный зуд. Питаются кровью. Личинки развиваются в брюшке самки, питаются особыми выделениями. Взрослые личинки покидают тело самки и сразу же окукливаются в почве.


Кровососка лошадиная (Hippobosca equina)

Бурая плоская муха длиной до 8 мм. Хорошо летает, но, попав на животное, отбрасывает крылья и живет в волосяном покрове.

Некрофаги

Названия видов мух часто могут вводить в заблуждение. Такого вида как «муха помойная» не существует в природе. Под таким названием чаще всего скрывается люцилия, принадлежащая к группе некрофагов. На самих же помойках можно встретить любой синантропный вид, включая дрозофил. В группу некрофагов из самых известных мух входят:

Все они питаются трупами животных, но также включают в свой рацион пищевые отходы, растительные соки и экскременты.


Некрофагов легко отличить от других двукрылых: все эти мухи с красными глазами. У некоторых глаза могут быть кроваво-красными (серая мясная муха) или кирпичными (зеленая).

Люцилия

Очень распространенная и всем известная изумрудно-зеленая муха , способная отложить яйца на мясе, оставленном без присмотра на пару минут.

Нередко откладывают яйца в открытые раны, где личинки начинают развиваться, поедая гниющую плоть. Основное место обитания этих двукрылых вблизи жилья человека – скотобойни. Но также личинки могут развиваться в экскрементах животных. На развитие личинки из яйца нужны 1-2 дня.

Синяя мясная

Насекомое средних размеров. Распространена по всем континентам. Как и зеленая предпочитает скотобойни и разлагающееся мясо.


Серая мясная

Одна из наиболее опасных падальных мух. Внешне похожа на обычную комнатную, но крупнее и с хорошо заметными ярко-красными глазами на голове. Вид живородящий. Самке достаточно лишь коснуться брюшком мяса, чтобы отложить личинку. При выходе наружу личинка сразу начинает вгрызаться в мясо. Место внедрения личинки можно определить по появлению жидкости от разлагающегося мяса.

Фото мух в квартире


 Читайте здесь Ловушка для тараканов: обзор самых простых и эффективных методов ловли тараканов (125 фото)

Вам понравилась статья? Поделитесь


1+

2

Пестрокрылки

Это семейство мух с пятнистыми крыльями. Большинство из них мелкие, лишь несколько мм в длину. Отдельные виды могут достигать 2 см. Для человека они безвредны, но наносят серьезный ущерб урожаям.


В число пестрокрылок входит экзотическая для россиянина средиземноморская плодовая муха с красным брюшком. Из-за размера (до 5 мм) и схожей по цвету окраски, детали которой сложно различить без микроскопа, эту муху легко спутать с дрозофилой.

В число российских вредителей средиземноморская муха не входит, но может быть завезена вместе с цитрусовыми – основной пищей для ее личинок.

Муха является для нас самым привычным и самым надоедливым насекомым, которое атакует наши жилища в теплое время года. Обычно это продолжается с самой весны до поздней осени. Мы привыкли видеть обычных домашних и зелёных мух, которые ассоциируются у нас с грязью и заразными болезнями. Но на самом деле мы очень мало знаем об этих насекомых. В мире насчитывается около 75 тысяч различных видов мух, среди которых есть как кусающиеся и переносящие заразу, так и совершенно безобидные существа.

Многие из нас имеют лишь негативное представление о мухе. Как правило, она ассоциируется у нас с действующим на нервы жужжанием и антисанитарией. Но, оказывается, муха является неотъемлемым элементом биосферы, без которого наша планета не могла бы полноценно существовать. Взрослыми мухами и их личинками питаются многие животные. Какие-то виды мух опыляют растения, а какие-то участвуют в процессе разложения растительных отходов и поедают гусениц и клопов. Если бы не мухи, наша планета давно была бы завалена различным растительным мусором.


Как защититься от вредителя

Чтобы не подвергаться нападению насекомых, рекомендуется воспользоваться:ловушками;

химическими средствами;

народными рецептами.


Вано: способ защиты зависит от насекомого, с которым нужно бороться.

Ловушки


Овод и слепень может приближаться к человеческому жилищу. Поэтому рекомендуется воспользоваться ловушкой. Для ее изготовления понадобится:мяч диаметром 70-80 см;

полиэтилен;

пластиковая бутылка;

нитро-эмаль;

3 рейки.


Рейки сбиваются так, чтобы получился каркас шалаша. К центру привязывается мяч, окрашенный в черный цвет. На верх крепится бутылка, а сама конструкция до половины обтягивается полиэтиленом.


Вредители будут считать, что перед ними находится животное. Приблизившись на расстояние нескольких сантиметров, они поймут, что это муляж, после чего поднимутся к верху, попав в ловушку.

Химические средства


Отправляясь на прогулку или на пикник помните о безопасности. Лучше воспользоваться аэрозолями:«Пикник»;

«Argus»;

«Варан».


Что касается черных мушек с длинными крыльями, то химическими средствами их можно только ликвидировать. Для этого используют:«Актара»;

«Фитоверм»;

«Конфидор».


Важно: используя любые химические средства, рекомендуется внимательно штудировать инструкцию по применению.


Народные рецепты

Если не хочется бежать в магазин за средствами от кровососущих насекомых, можно воспользоваться народными рецептами:Раствор гвоздики. Пряность нужно измельчить до порошкообразного состояния. После этого порошок заливается любым одеколоном. Получившаяся консистенция должна настаиваться 10 дней.

Раствор жидкого мыла. На 5 литров теплой воды добавить 100 мл мыла. Получившимся средством можно обработать животных или детей. Мухи не смогут подлететь ближе чем на 3 метра.

Мята. Возьмите с собою листья мяты или залейте их водой, а затем обработайте кожу.


Что это за насекомое?

Муха – двукрылое насекомое, принадлежащее к типу членистоногих, отряду мух и комаров. Длина тела насекомого варьируется от нескольких миллиметров до 2 см в зависимости от вида.

Продолжительность жизни мух – 1–2,5 месяца. Одной из самых главных отличительных особенностей мухи являются ее огромные глаза, которые состоят из нескольких тысяч шестиугольных хрусталиков. Благодаря такому строению глаз муха обладает очень хорошим зрением и способна видеть даже то, что творится сбоку и сзади, то есть практически имеет круговое поле зрения.

Общие сведения

Мухи – собирательный термин для двукрылых насекомых с общими морфологическими признаками.


Тело существа состоит из трёх частей:грудь,

голова,

брюшко.


Большую часть головы у мухи занимает зрительная система, состоящая из простых глазков и фасеточных глаз. Спереди находятся усики, лобный пузырь и ротовой аппарат с хоботком. Грудь в свою очередь состоит из 3 секций. На ней расположены щитки треугольной формы, стигмы, крылья. От груди отходят лапки, на конце которых присутствуют пульвиллы, отвечающие у насекомых за осязание и определении вкуса. В брюшке есть дыхальца, половой аппарат, дополнительные сегменты, мембраны.

Мухи – это насекомые с полным циклом превращения. Он включает в себя 3 фазы:Яйцо. Продолговатое, с белесым оттенком и ячеистой структурой. Вызревает за 1-3 дня.

Личинка. Имеет три стадии развития.

Взрослые особи. Полноценные мухи приобретают половую зрелость и способность к дальнейшему размножению спустя 1-2 суток после выхода из кокона.


Отдельные виды (например, оводы и кровососки) являются живородящими и минуют цикл откладки яиц, сразу выпуская личинок.


Комнатная

Муха, относящаяся к данному виду, уже практически не обитает в условиях дикой природы. Поэтому она является самым назойливым и нахальным гостем в наших домах в летне-осенний период. В это время наша жизнь осложнена постоянной борьбой с этими мелкими, но очень быстрыми и изворотливыми насекомыми.


Наибольшая активность комнатных мух проявляется в дневное время суток. Родиной этого насекомого является степь Центральной Азии. Но на данный момент ее распространение наблюдается повсеместно вблизи жилища человека – как в сельской местности, так и в городах.

Муха этого вида не является кусающим и кровососущим насекомым, но тем не менее она причиняет значительный вред человеку. Ее конечности имеют щупальца, на которых собираются различные вредные бактерии и грязь, приводящие к инфекционным заболеваниям.

Тельце комнатной мухи имеет серый цвет с бурыми оттенками. Оно состоит из брюшка, головы и груди. Грудь соединена с крыльями и тремя парами ног. На голове расположены очень большие глаза, занимающие почти всю голову, ротовая полость и короткие усики. Верхняя часть грудки с четырьмя темными полосками, брюхо с черными пятнами в виде четырехугольников. Нижняя половина головы – желтая. Общая длина тела мухи обычно не превышает 8 мм. Самцы по размеру


бывают меньше самок.

У самки лобовая часть головы шире, а расстояние между глазами больше, чем у самца. Полет мухи осуществляется только с помощью двух передних плёнчатых прозрачных крыльев, а задние (жужжальца) необходимы лишь для поддержания равновесия.

По внешним признакам на домашнюю муху похожи многие виды мух, но ее отличительной чертой является жилка, которая образует излом перед краем крыла. Конечности у комнатной мухи тонкие и длинные с присосками для удобного перемещения по различным поверхностям. Эти присоски позволяют ей свободно передвигаться даже по вертикальной стеклянной плоскости и по потолку. Скорость полета мухи очень высока, и он может продолжаться в течение нескольких часов.

Питание

Несмотря на маленькие усики, чувство обоняния у комнатной мухи обостренное. Запах еды она способна учуять на дальних расстояниях.


Питается муха всем, что едят люди, но больше предпочитает жидкую пищу.

Ее ротовые органы не способны к кусанию – они имеют только лижуще-сосущую функцию. Для этого на голове мухи имеется гибкий хоботок, с помощью которого она не только сосет жидкую пищу, но и поглощает твердые продукты. Дело в том, что муха выделяет слюну, растворяющую твердые вещества.

Размножение и развитие

Излюбленным местом для откладывания яиц у комнатной мухи являются гниющие влажные среды, такие как навоз и различные нечистоты. Выбрав подходящее место, самка откладывает от 70 до 120 яиц белого цвета, длина которых около 1,2 мм. Стадия перехода из яйца в личинку в зависимости от условий окружающей среды продолжается в течение 8–50 часов. Личинка представляет собой удлиненное белое тельце без конечностей, похожее на маленького червяка длиной 10–13 мм, с заостренной головкой. Она продолжает жить в испражнениях различных сельскохозяйственных животных (лошадей, кур, коров).


После того как у личинки пройдет 3 линьки, через 3–25 суток, ее оболочка затвердевает и отделяется от тела. Таким образом она становится куколкой и спустя 3 дня превращается в молодую муху, которая может производить на свет потомство уже через 36 часов. Продолжительность жизни домашней мухи в среднем составляет 0,5–1 мес., но иногда, при особенно благоприятных условиях, она может дожить и до двух месяцев. Самка за всю свою жизнь способна отложить яйца до 15 раз. В зависимости от температуры воздуха и других климатических факторов общее количество приплода составляет от 600 до 9 000 яиц. Период размножения комнатной мухи продолжается с середины апреля до второй половины сентября.


Концептуализм и соц‑арт

Как Кабаков, Булатов, Пивоваров, Монастырский и Комар с Меламидом создали самый загадочный и интеллектуальный стиль XX века

Автор Галина Ельшевская

Вот Сталин в мундире генералиссимуса и штанах с лампасами выпивает с полу­обнаженной Мэрилин Монро. Вот по реке Клязьме сплавляют огромный ситце­вый шар, в который зашито много-много надутых воздушных шариков и один включенный электрический звонок. Вот выставка, представляющая из себя об­щественный туалет, — впрочем, за буквами «М» и «Ж» обнаруживаются типо­вые советские квартиры. Все это — российский концептуализм.

Перефразируя известный тезис про гоголевскую шинель, можно сказать, что все современное искусство вылезает из реди-мейдов Дюшана. Если совсем конкретно, из его произведения «Фонтан» — простого писсуара, выставленного в качестве произведения искусства. Этот объект 1917 года можно считать и первым произведением концептуализма, направления, которое тогда еще не было сформулировано как явление и не названо как слово. Все это случится много позже, в шестидесятые.


Марсель Дюшан. Фонтан. 1917 годWikimedia Commons, Philadelphia Museum of Art

 Настоящим отцом уже сформулированного концептуализма станет американец Джозеф Кошут. В 1965 году он создал программную работу «Один и три стула». Это инсталляция, которая состоит из собственно стула, фотографии этого сту­ла и словарной статьи с определением слова «стул». Таким образом, стул ока­зывается един в трех лицах. Более того, каждый раз, когда эту работу выстав­ляют, неизменным остается только словарное определение — а стул и его фото­графию каждый раз берут новые. Кошут повторял свою главную работу и с дру­гими предметами — с лопатой, зеркалом, молотком, пилой и так далее.


Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965 год © flickr.com / heroesbed / CC BY-NC-ND 2.0

 В 24-летнем возрасте Кошут написал эссе «Искусство после философии», в ко­тором сказал, что традиционному искусству, собственно модернистскому ис­кусству, приходит конец и теперь надо не производить, а изучать его природу. Кстати, потом русский концептуалист Юрий Альберт переведет на русский это эссе Кошута в стихах, четырехстопным ямбом. Главный тезис статьи — «искус­ство — это сила идеи, а не материала». Концептуальным объектом может стать любой предмет, а также любая документация о предмете: текст про экспонат заменяет сам экспонат. Концептуальный объект не подлежит продаже, он ис­ключен из коммерческого поля, потому что продавать, в сущности, нечего — нет мастерства исполнения, нет эстетики, нет новизны. Это искусство про то, как искусство устроено: такая тавтология.

Концептуализм порожден разочарованием в прежней картине мира, которую транслировало традиционное искусство. Что такое традиционное искусство? Это искусство, которое в той или иной мере основано на принципе мимесиса, подражания чему-то, что в реальности существует. Художник изображает нечто, что может быть сопоставлено со своим прототипом за пределами кар­тины, — нарисованный стул со стулом настоящим. И благодаря этому соотне­сению мы можем судить о мастерстве художника. Причем судить по-разному: кто-то увидит мастерство в точном соответствии натуре, а кто-то, наоборот, в выразительности условного художественного языка. Но этот критерий оцен­ки существует, он объективно возможен. Конечно, модернистское искусство пытается преодолеть мимесис, и ему это удается — например, абстрактная живопись уже ни с чем за ее пределами впрямую не соотнесена. Но как раз в ней происходит возгонка художнических амбиций: такой жест первородства, манифестация собственного «я». Но кто дал автору право это свое «я» мани­фестировать? Это и есть один из главных концептуалистских вопросов.

Для концептуалистов сама необходимость личного присутствия автора в про­изведении оказывается скомпрометированной. Личное присутствие — это ма­нера, почерк, любое слово от первого лица, и все это интерпретируется как ничем не обоснованная претензия на власть. Просто на власть, явленную в утверждении: я автор, это мое пространство, я сделал что-то, чего до меня в мире не было. И такое властное посягательство отрицается, подвергается ироническому снижению, игровой деконструкции. Потому что исходный тезис состоит в том, что все в мире уже было, все уже сказано и произнесено, и те­перь время разбираться с этим сказанным, как с кубиками, на которые распа­лась прежняя целостность. Разбираться с возможностями искусства, его гра­ницами, его контекстами.


В концептуализме очень много слов — ведь это искусство, которое говорит о самом себе не хуже искусствоведческой статьи. В литературе концептуалисты пытаются освободить язык от идеологии. Они работают с речевыми штампа­ми, с отчужденными от человека языковыми клише — можно вспомнить по этому поводу прозу Владимира Сорокина, поэзию Льва Рубинштейна на каталожных карточках или стихи Пригова, написанные от лица персонажа по имени Дмитрий Александрович Пригов. А в визуальном искусстве базовая проблематика концептуализма — это проблематика слова и изображения.

С одной стороны, образ художника или поэта лишается здесь привычных романтических коннотаций. С другой же стороны, Борис Гройс в своей статье 1979 года писал о «московском романтическом концептуализме». Чтобы разо­браться с этим противоречием и заодно обозначить отличия российского концептуализма от западного, переместимся в Советский Союз рубежа 60-х и 70-х годов.

Одно из первых произведений российского концептуализма — «Ответы экспе­риментальной группы» Ильи Кабакова. Оно выглядит как картина (прямо­угольной формы, висит на стене), но вместо изображения здесь обрывки быто­вых текстов с подписями говорящих, складывающиеся в абсурдное многого­лосое целое. Кабаков делал и другие работы-стенды, например самый извест­ный — с мухой. Неопределенно-грязноватого оттенка поверхность, на ней еле заметная муха — и реплики персонажей по ее поводу: «Чья это муха? Это муха Ольги Лешко». Бедная муха, выставленная как экспонат, оказывается заклю­чена в речь людей и не может существовать вне ее, вне того, чтобы кому-то принадлежать, — потому что нет ничего, кроме языка. И этот советский язык лозунгов, графиков, справок и расписаний, дорожных знаков и официальных бумаг агрессивно вторгается в жизнь человека.


Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1970–1971 годы © Илья Кабаков, Государственная Третьяковская галерея

 Позже, уже в 80-е, мушиный мотив у Кабакова разрастется, появится инстал­ляция «Жизнь мух», где о мухе будут рассуждать представители разных наук, и тут же их речи будут комментироваться, — но именно в «мухе» ранней заявлена тема, которая станет для него главной. Это тема советской комму­нальности, насильственной общности людей; она потом будет развернута во многих его работах, например в инсталляции 1991 года «Коммунальная кухня». В западном концептуализме такой темы не было, ей там просто неоткуда было взяться. С одной стороны, вопрос, кому принадлежит муха, — это поэтика дадаистского абсурда. С другой стороны, вопрос, кому принад­лежит тот или иной предмет, — законный и необходимый для мира комму­налки.


1 / 2

Илья Кабаков. «Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха?» 1987 год© Илья Кабаков, Art4.ru

2 / 2

Илья Кабаков. Прогулка на теплоходе. 1970–1971 годыИлья Кабаков / ilya-emilia-kabakov.com


Коммуналка — квинтэссенция мира советского человека. Пространство, в кото­ром парадоксально совмещается самое коллективное и самое сокровенное. Кабаков говорил: «Коммуналка является хорошей метафорой для советской жизни, потому что жить в ней нельзя, но и жить иначе тоже нельзя, потому что из коммуналки выехать практически невозможно». И он прибивает про­стые предметы советского быта — терку, кружку — на убогие крашеные щиты, выставляя их как ту самую муху. Рисует зайчиков с морковками, совмещая их с матерными надписями, выполненными образцово аккуратными буквами со школьных уроков черчения. Устраивает инсталляции из записок и фраз, которые жители коммуналок адресуют друг другу. Апофеозом этой темы ста­нет график выноса помойного ведра, расписанный на шесть лет: с 1979 года по 1984-й.

В начале 1970-х годов появляются первые кабаковские альбомы — «Вшкафуси­дящий Примаков», «Полетевший Комаров» и так далее: они показываются тем, кто приходит к нему в мастерскую. В каждом альбоме представлена история какого-то советского чудака, обычно живущего в коммуналке. Это одинокие странные персонажи, возможно — художники; они пытаются как-то выгоро­дить свою жизнь в опасном внешнем пространстве. «Вшкафусидящий» При­маков отказывается выбираться из гардероба и видит мир через его створки; украшатель Малыгин боится выйти в середину комнаты и прячется по углам. Заканчивается история почти всегда одинаково — выходом в иррациональное: герой исчезает, растворяется в мистической белизне альбомных листов. Потом Кабаков развернет все эти альбомы в выставочном пространстве, сделает из них инсталляцию, и каждому персонажу и его истории будет предоставлен свой отсек в коммунальном жилье. Из которого снова можно будет улететь именно вот в эту белизну и пустоту. «Человек, улетевший в космос из своей квартиры» — инсталляция 80-х годов: в комнате — остатки катапульты, в крыше дома — дыра, и она зияет.


1 / 2

Илья Кабаков. В шкафу. Из альбома «Вшкафусидящий Примаков». 1973 годИлья Кабаков / ilya-emilia-kabakov.com


2 / 2

Илья Кабаков. Мамина комната. Из альбома «Вшкафусидящий Примаков». 1971 годИлья Кабаков / ilya-emilia-kabakov.com

Тема белизны, пустоты, сияния — это метафизическое измерение московского концептуализма. И это то, чего у западных концептуалистов не было, а в рос­сийских версиях являлось важной составляющей. Это есть и в альбомах Вик­тора Пивоварова. Тексты, введенные в пивоваровские рисунки, написаны язы­ком и почерком безличных противопожарных стендов и щитов с техникой безопасности, так же, как и у Кабакова. Например, в альбоме «Проекты для одинокого человека» правила жизни расписаны так же, как на советских щитах были расписаны правила действий при задымлении или утечке радиации. Та же тема развивается в альбоме «Сакрализаторы». Раз жизнь одинокого человека проходит в чужой внешней среде, то нужны средства защиты от нее. И Пивоваров предлагает использовать сакрализаторы — так он называет быто­вые предметы, привязанные к телу. Например, вешалку или рулон туалетной бумаги на носу.


1 / 4


Виктор Пивоваров. Из альбома «Проекты для одинокого человека». 1975 годВиктор Пивоваров

2 / 4

Виктор Пивоваров. Из альбома «Проекты для одинокого человека». 1975 годВиктор Пивоваров

3 / 4


Виктор Пивоваров. Из альбома «Проекты для одинокого человека». 1975 годВиктор Пивоваров

4 / 4

Виктор Пивоваров. Из альбома «Проекты для одинокого человека». 1975 годВиктор Пивоваров

10 хрестоматийных работ Виктора Пивоварова


Подборка с комментариями искусствоведа

Короткий фильм о Викторе Пивоварове

Из документального сериала Arzamas и Новой Третьяковки «Художник говорит»

Категория пустоты важна и для Андрея Монастырского, создателя группы «Коллективные действия» (КД). Он — из самых главных фигур московского концептуализма, и практика «Поездок за город» — так называются тома с доку­ментацией перформансов группы — тоже из самого важного, что в этом кругу случалось. В концептуалистском словаре словосочетание «пустое действие» как раз связано с этими акциями, где ничего не происходит, но само время ожида­ния события наполняется смыслом. Акции вполне абсурдистские, но это абсурд с даосским или дзен-буддистским оттенком — что-то вроде хлопка одной ладони.


1 / 2

Группа «Коллективные действия». Акция «Шар». 1977 годGeorge Kiesewalter / Garage Museum of Contemporary Art

2 / 2

Группа «Коллективные действия». Акция «Шар». 1977 годGeorge Kiesewalter / Garage Museum of Contemporary Art


Например, акция «Появление»: на краю Измайловского поля появляются при­глашенные зрители. С другой стороны, пересекая поле, по направлению к ним движутся двое; приблизившись, они вручают всем бумажки с печатью, что они были на этой акции такого-то числа. Такой минимализм. Зрители, они же уча­стники, могли не подозревать, что акцией будет именно этот выход из леса и проход по полю — и ничего больше. Произведение состоит из чистого вре­мени — путь до места — и еще документации: та самая бумажка с печатью и фотосъемка. По словам Андрея Монастырского, поле было сценой для мини­мальных действий, цель которых заключалась в осмыслении языковых кате­горий — близко, далеко, долго, быстро.

Или две акции «Лозунг» — 1977 и 1978 года. Люди приезжают в лес и видят натянутый между деревьями транспарант с надписью белым по красному: «Я НИ НА ЧТО НЕ ЖАЛУЮСЬ И МНЕ ВСЕ НРАВИТСЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО Я ЗДЕСЬ НИКОГДА НЕ БЫЛ И НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО ОБ ЭТИХ МЕСТАХ». А через год на том же месте появляется транспарант с уже другой надписью, отсылающей к первой: «СТРАННО, ЗАЧЕМ Я ЛГАЛ САМОМУ СЕБЕ, ЧТО Я ЗДЕСЬ НИКОГДА НЕ БЫЛ И НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО ОБ ЭТИХ МЕСТАХ — ВЕДЬ НА САМОМ ДЕЛЕ ЗДЕСЬ ТАК ЖЕ, КАК ВЕЗДЕ — ТОЛЬКО ЕЩЕ ОСТРЕЕ ЭТО ЧУВСТВУЕШЬ И ГЛУБЖЕ НЕ ПОНИМАЕШЬ».


Группа «Коллективные действия». Акция «Лозунг-1977». 1977 год © Фотография Андрея Монастырского

 Самый радикальный вариант работы с временем — это «тотарт» Натальи Аба­лаковой и Анатолия Жигалова, тоже пионеров московского концептуализма. «Тотарт» — это «тотальное искусство»; еще в середине 1960-х художники объявили искусством собственную жизнь, документируя и концептуализируя ее события. Соответственно, главным их произведением в какой-то момент стало рождение дочери Евы.


Перформанс группы «Тотарт» «Подпольная типография» в рамках выставки «Зоопарк художников» в Государственной галерее на Солянке. 2013 год © ТАСС / Сергей Фадеичев

 Российский концептуализм часто именуется московским, и он действительно привязан к Москве. Более того, участники движения всегда ревниво относи­лись к его границам и персональному составу. Но и внутри круга существовали самые разные версии и стратегии, концептуализм не был чем-то однородным.

Например, Иван Чуйков исследовал возможности традиционной картины. Его серия «Окна» — это живопись с элементами ассамбляжа. Чуйков берет закры­тые оконные рамы, закрашивает стекла белой краской, а затем пишет заокон­ный пейзаж поверх этой белизны. Таким образом, картина оказывается не «ок­ном в мир», а экраном, на который что-то проецируется: изображения могут даже налезать на раму или представать в искаженной перспективе.


1 / 2

Иван Чуйков. Окно XX. 1981 год© Иван Чуйков / Коллекция Владимира Овчаренко

2 / 2

Работа Ивана Чуйкова «Автопортрет» на выставке в Московском музее современного искусства. 2009–2010 годы© Фотография Сергея Пятакова / РИА «Новости»

С понятием границ картинного пространства работал и Эрик Булатов. Напри­мер, его ранняя картина «Лыжник». Лыжник в спортивном костюме удаляется вглубь картины, но зритель последовать за ним не может: красная решетка, нанесенная по всей поверхности, напоминает ему, что картина — это только плоскость, и если и есть за ней какая-то метафизическая реальность, то ему, зрителю, туда доступ закрыт. Или работа «Улица Красикова»: москвичи идут по этой самой улице, а навстречу им движется плакатный Ленин с уличного транспаранта, но встретиться им явно не суждено. Или картина «Горизонт» — здесь линия горизонта оказывается орденской лентой или ковровой дорожкой: официоз вторгается в природу. Он вторгается в нее и плакатными текстами: в картине «Слава КПСС» эта надпись закрывает небо.


1 / 2

Эрик Булатов. Улица Красикова. 1977© Эрик Булатов; фотография Михаила Фомичева / ТАСС

2 / 2

Эрик Булатов. Слава КПСС. 1975 год© Эрик Булатов

10 хрестоматийных рабо



Дезинсекция, дератизация и дезинфекция


Дезинсекция, дезинфекция и дератизация – полный комплекс мероприятий по антибактериальной и санитарно-гигиенической обработке объектов любого назначения. Если вы хотите окончательно избавиться от насекомых, грызунов и паразитов, то лучше обращаться к профессионалам. Самостоятельная борьба, к сожалению, имеет непродолжительный и малоэффективный результат. Микроорганизмы и домашние вредители крайне живучи и легко адаптируются к внешним условиям. Многолетний опыт показывает, что тотальное истребление синантропных паразитов возможно лишь при комплексном подходе с применением современных средств. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация помещений с командой профессионалов позволит быстро получить долгожданный результат и избежать лишних финансовых затрат.


Услуги от компании

  • Дератизация – профессиональное истребление опасных грызунов, крыс, мышей, кротов и др. на любых площадях, частных и производственных объектах;
  • Дезинфекция –уничтожение грибков, вирусов, микроорганизмов, очистка воздуха, вентиляционных систем, обеззараживание помещений после больных и умерших;
  • Дезинсекция – ликвидация насекомых: тараканов, клещей, муравьев, блох, клопов и др.
  • Демеркуризация – многоуровневая ликвидация ртутных загрязнений, обеззараживание воздуха, предметов мебели и обихода;
  • Дезодорация – избавление от устойчивых неприятных запахов в помещениях, офисах, квартирах и автомобилях;
  • Проведение экологических и лабораторных экспертиз: анализ почвы, вод, воздуха, шумовых, радиационных или электромагнитных уровней.



Мы оказываем услуги по дератизации, дезинсекции и дезинфекции как частным, так и юридическим лицам. Выполняем любые объемы работ: начиная от комнат и квартир, заканчивая огромными территориями заводов, с/х угодий или торговых центров. Благодаря мощному оборудованию и современным препаратам достигается высокая производительность и скорость обработки больших площадей.


Наши конкурентные преимущества

  • Комплексный подход. Проведение дератизации и дезинсекции комбинированными методами обеспечивает надежную защиту и тотальное уничтожение всех видов вредителей;
  • Эффективность. Мы постоянно следим за новейшими разработками в дезинсекционной и дератизационной сфере, используем химические препараты последнего поколения, гарантирующие устойчивый и продолжительный результат;
  • Профессиональная команда. Наши специалисты обладают высокой квалификацией и обширным опытом работы, позволяющим подобрать оптимальную тактику борьбы;
  • Официальный договор. Наша деятельность регламентирована Роспотребнадзором и ФБУЗ Москвы, акт выполненных работ имеет юридическую силу и может быть предоставлен проверяющим органам;
  • Гарантийное и послегарантийное обслуживание. Заключая с нами договор, вы можете быть уверены в том, что положительный эффект от процедур продержится максимально долго. Комплекс профилактических мероприятий предотвратит появление синантропных грызунов, насекомых и бактерий.
  • Приемлемая стоимость. Дератизация, дезинфекция и дезинсекция – доступные услуги от нашей компании. Невысокие расценки, система скидок и выгодные акции позволят сэкономить ваш бюджет.

ПОДБЕРЕМ ДЛЯ ВАС САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ. БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ!!!

.

Уничтожение насекомых, грызунов, запахов и плесени - Тел. +7 (966) 366-68-26